Home Астрономия и космос Астрономия В окрестностях сверхмассивной черной дыры обнаружено сильное магнитное поле

В окрестностях сверхмассивной черной дыры обнаружено сильное магнитное поле

Наблюдения проведенные на телескопе ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) зафиксировали присутствие в окрестностях у горизонта событий сверхмассивной черной дыры наличие черезвычайно сильного магнитного поля, в дополнительно к тому, которое ранее уже было обнаружено в ядре этой галактики. Новые исследования позволяют ученым лучше понять структуру и механизмы приводящие к образованию в центрах галактик этих массивных объектов, а также понять природу нередко наблюдаемых мощных струй-джетов, выбрасываемых с околосветовой скоростью из их полюсов.

Сильное магнитное поле в окрестностях черной дыры
В окрестностях сверхмассивной черной дыры обнаружено сильное магнитное поле / фото ESO/L. Calçada

Скачать как обои для рабочего стола:
1024×768 (113,3 КБ) | 1280×1024 (174,7 КБ) | 1600×1200 (235,7 КБ) | 1920×1200 (257,0 КБ) | 2048×1536 (375,4 КБ)

Массы многих известных сверхмассивные черных дыр нередко достигают нескольких миллиардов масс Солнца и эти гиганты обнаружены в центрах почти всех исследованных галактик во Вселенной. Черные дыры способны поглощать невообразимое количество окружающего их вещества, с образованием вокруг себя аккреционных дисков во время поглощения. Чаще всего окружающее вещество поглощается черной дырой, однако некоторая его часть выбрасывается в окружающее пространство со скоростями, близкими к скорости света, и в процессе выброса образуются плазменные джеты. Механизм этого явления в настоящее время пока еще не вполне ясен, считается, что главным образом на образование джетов влияют мощные магнитные поля, фиксируемые в непосредственной близости около горизонта событий.

До настоящего времени астрономами были подтверждены только слабые магнитные поля на больших, достигающих нескольких световых лет, пространствах от черных дыр. Но, буквально на днях, астрономы из Технического университета Чалмерса (Chalmers University of Technology) и Космической обсерватории Онсала (Onsala Space Observatory), Швеция, используя телескоп ALMA зафиксировали сигналы, напрямую связанные с мощнейшим магнитным полем около горизонта событий у сверхмассивной черной дыры расположенной в галактике PKS 1830-211. Это магнитное поле находится именно там, где и происходит выброс вещества в окружающее пространство из черной дыры в форме джета.

Ученым удалось провести измерения напряженности этого магнитного поля, путем изучения степени поляризации излучения, которое испускают окрестности черной дыры.

Поляризация – важное свойство света, оно часто используется в повседневной жизни, например, в солнечных очках или в специальных 3D-очках, надеваемых при просмотре стереофильмов, — сказал Иван Марти-Видал (Ivan Marti-Vidal), руководитель работы, — в природе поляризация может возникать благодаря присутствию магнитного поля. Другими словами, когда свет проходит сквозь намагниченную среду, он поляризуется, и по степени этой поляризации можно измерить величину поля. В нашем случае оказалось, что излучение, зарегистрированное телескопом ALMA, прошло через область, очень близкую к черной дыре и заполненную очень сильно намагниченной плазмой.

Группа исследователей изучила полученные на ALMA данные и обнаружила, что плоскость поляризации излучения, исходящего из центра PKS 1830-211 — вращается. До сих пор в проводящихся исследованиях этого типа не получалось использовать такое коротковолновое излучение, которое и позволило провести зондирование областей наиболее близких к самой черной дыре.

Мы получили ясные признаки вращения плоскости поляризации, степень которого в сотни раз выше, чем все, что было до сих пор обнаружено во Вселенной, — рассказал Себастьян Мюллер (Sebastien Muller), соавтор статьи, — наше открытие, сделанное благодаря уникальным характеристикам телескопа ALMA — гигантский скачок, как в смысле используемых частот излучения, так и в плане расстояний до черной дыры, на которых обнаружено магнитное поле — это расстояние составляет всего несколько световых дней от горизонта событий. Полученные нами результаты, а также предстоящие исследования, помогут понять, что в действительности происходит с непосредственной близости к сверхмассивным черным дырам.

Результаты этого исследования опубликованы в статье «A strong magnetic field in the jet base of a supermassive black hole» в выпуске журнала Science от 17 апреля 2015.

Load More In Астрономия