Home Астрономия и космос Астрономия Темная материя, возможно, не такая уж и темная

Темная материя, возможно, не такая уж и темная

Предполагается, что в ходе проведенных наблюдений сталкивающихся галактик на «Очень Большом Телескопе», принадлежащем ESO, и космическом телескопе Хаббла, удалось запечатлеть негравитационное взаимодействие одной темной материи с другой.

Изображение скопления галактик Abell 3827 / фото Хаббл, НАСА

Группа исследователей проводила изучение скопления Abell 3827, в котором наблюдается столкновение четырех галактик с использованием приемника MUSE, установленного на «Очень Большом Телескопе» (Very Large Telescope, VLT), Чили, в их распоряжении также были данные, полученные с телескопа Хаббла. При помощи этих приборов астрономам удалось выявить распределение масс в сталкивающихся галактиках, а также  провести их сравнение с распределением светящегося вещества.

Несмотря на то, что темная материя невидима в обычных диапазонах, ее вполне можно выявить из-за гравитационного влияния оказываемого ею на проходящие лучи света от галактик, находящихся за ней, это явление получило название гравитационное линзирование. Огромная масса вещества в сталкивающихся галактиках значительно искажает пространство-время, в результате чего траектория прохождения света от галактик находящихся на фоне искривляется.

Согласно нынешним представлениям, все существующие галактики находятся в облаках темной материи и именно её влиянием объясняется то, что галактики не разлетаются на части в результате своего вращения из-за центробежных сил. И это именно из-за того, что 85% массы всей наблюдаемой Вселенной приходится на темную материю, однако природa ее происхождения пока остается загадкой для ученых.

В ходе этого исследования астрономы провели изучение всех четырех сталкивающихся галактик и зафиксировали, что одно из облаков темной материи «отстает» от родительской галактики на расстояние примерно 5000 световых лет ( около 50 000 миллионов миллионов километров). Например, чтобы удалиться от нашей галактики Млечный Путь на такое расстояние, космическому исследовательскому зонду «Вояджер» потребовалось бы не менее 90 миллионов лет.

Раньше мы думали, что темная материя просто окружает галактики и ни во что не вмешивается, проявляется только своим гравитационным притяжением. Но если бы оказалось, что во время этого столкновения темная материя тормозится, это могло бы стать первым свидетельством того, что в «темной зоне», в окружающей нас скрытой Вселенной, идут сложные физические процессы, — рассказывает ведущий автор исследования Ричард Мэсси (Richard Massey) из Дарэмского университета.

Ученые рассчитывают провести дальнейшие исследования, для обнаружения других возможных эффектов вызывающие эти запаздывания, планируется провести наблюдения похожих галактик и смоделировать такие столкновения при помощи компьютера.

Мы знаем, что темная материя существует, потому, что видим проявления ее гравитационного притяжения, которое определяет структуру Вселенной. Но мы все еще поразительно мало знаем о том, что темная материя по сути такое. Наши наблюдения показывают, что темная материя может проявляться не только через гравитационное взаимодействие, но и посредством сил другой природы, а это значит, что некоторые принципиальные объяснения природы темной материи теперь могут быть отброшены, — добавила Лилия Уильямс (Liliya Williams), из университета Миннесоты, также входящая в команду исследователей.

Результаты полученные исследовательской группой были опубликованы в статье «The behaviour of dark matter associated with 4 bright cluster galaxies located in the 10 kpc core of Abell 3827», вошедшей в выпуск журнала Monthly Notices of the Royal Astronomical Society от 15 апреля 2015 г.

Load More In Астрономия