Home Астрономия и космос Наблюдения Наблюдения с телескопом Хаббла подтвердили существование океана на Ганимеде

Наблюдения с телескопом Хаббла подтвердили существование океана на Ганимеде

Наблюдения на космическом телескопе НАСА Хаббл позволили получить очередные доказательства существования океана на Ганимеде — крупнейшем спутнике Юпитера. Как показывают предварительные расчеты, объем океана на Ганимеда превышает запасы всей воды на Земле. Наличие воды в жидкой форме имеет решающее значение при поисках обитаемых миров за пределами Земли и для поиска жизни, в той форме, которой мы знаем.

Полярные сияния на Ганимеде в представлении художника / изображение NASA / ESA
Полярные сияния на Ганимеде в представлении художника / изображение NASA/ESA

Это открытие знаменует собой важную веху и еще раз показывает способности телескопа Хаббла, — сказал Джон Грюнсфельд, доцент и администратор Управления научных полетов НАСА, в штаб-квартире НАСА, Вашингтон, — за 25 лет нахождения на орбите Хаббл уже сделал много научных открытий в Солнечной системе, а подтверждение Хабблом океана под ледяной коркой Ганимеда открывает дополнительные интересные возможности для поиска жизни за пределами Земли.

Ганимед является крупнейшим из спутников в Солнечной системе и единственной луной имеющей магнитное поле. Наличие у спутника магнитного поля приводит к таким явлениям, как полярные сияния — свечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами.

В связи с тем, что Ганимед находится близко к Юпитеру, на него оказывает влияние магнитное поле Юпитера. Взаимодействие их полей приводит к своеобразным «качелям», видимых при наблюдениях за магнитными полями и полярными сияниями.

Наблюдая за качательными движениями и полярными сияниями, ученые смогли определить наличие большого количества соленой воды под поверхностью Ганимеда, которое влияет на его магнитное поле.

Комбинированное фото полярных сияний, составлено по данным зонда Галилео и телескопа Хаббл / изображение NASA/ESA

Команда ученых во главе с Иоахимом Саур (Joachim Saur), из университета Кельна, Германия, пришли к идее использования телескопа имени Хаббла для того, чтобы больше узнать о внутреннем строении луны.

Меня всегда поражало то, как можно использовать телескоп не по назначению, — говорит Заур, — представьте себе, как можно использовать телескоп для того, чтобы заглянуть внутрь планеты? И тогда я подумал — сияния! Ведь из-за того, что полярные сияния появляются в результате действия магнитного поля, а вы ведете наблюдения за ними, то вы узнаете что-то о магнитном поле. Ну, а если вы знаете всё о магнитном поле, то вы уже знаете, что-то и о недрах спутника!

Присутствие соленого океана, приводит к появлению вторичного магнитного поля, которое в сильной степени взаимодействует с магнитным полем Юпитера. Эти «магнитные трения» приводят к подавлению «качелей» полярных сияний. Океан борется своим магнитным полем с Юпитером настолько сильно, что это уменьшает качание сияний на два градуса, вместо 6 градусов, если бы океан не было.

По подсчетам ученых толщина океана составляет около 100 километров — в 10 раза глубже, чем океаны на Земле и находится под 150-км толщей замерзшего льда, составляющего поверхность Ганимеда.

Первые намеки на существование океана у Ганимеда появились уже в 1970-х, на основе проведенного моделирования спутника. В 2002 году, миссия НАСА Галилей, измерила магнитное поля Ганимеда, что дало первые доказательства, подтверждающие наличие океана. Измерения, проведенные космическим зондом, были слишком коротки, чтобы поймать циклические «качели» вторичного магнитного поля океана.

Новые наблюдения были сделаны в ультрафиолетовом диапазоне, их можно проводить только из космоса, высоко над земной атмосферой, которая блокирует большую часть ультрафиолета.

Космический телескопа имени Хаббла скоро будет праздновать свое 25-летие, данное знаменательное событие состоится 24 апреля. Телескоп расширил наше понимание Солнечной системы и пространства за ее пределами, и помогает нам найти наше место среди звезд!

Хаббл — проект международного сотрудничества между НАСА и ЕКА (Европейское космическое агентство). Управление телескопом осуществляется в Goddard Space Flight Center NASA в Гринбелте, штат Мэриленд. Научный институт космического телескопа (STScI) в Балтиморе, штат Мэриленд. Научный институт космического телескопа работает в НАСА Ассоциацией университетов для исследований в астрономии, Inc., в Вашингтоне.

Если вы хотите узнать больше, то посетите: http://www.nasa.gov/hubble