Home Астрономия и космос Времена года на Солнце

Времена года на Солнце

После проведения исследований, группа американских ученых выявила ранее неизвестный двухлетний цикл солнечной активности, результаты своей работы они опубликовали в журнале Nature Communications. После анализа полученных данных стало ясно, что новый цикл находится в непосредственной связи с выходом магнитных полей из глубин светила на его поверхность. Отмечается, что при наложении этого цикла на уже давно известный 11-летний цикл активности могут возникнуть солнечные возмущения опасные для Земли.

Изображение поверхности и короны Солнца со спутника Hinode / фото NASA

Обнаруженные двухлетние циклические явления получаются в результате выхода на поверхность Солнца кольцеобразных магнитных полей через тахоклин — граница между конвективной и радиационной зонами.

Подобно высотным атмосферным течениям на Земле, которые оказывают влияние на погоду нашей планеты, на Солнце также присутствуют области с различающимися скоростями, двигающиеся и деформирующиеся в процессе движения. В результате такого движения магнитные поля переходят из одной зоны в другую и бывает, что они растягиваются от тахоклина до поверхности, — поведал соавтор статьи Роберт Леамон (Robert Leamon), — в результате этого на нашем Солнце появляются зоны турбулентности, которые в свою очередь провоцируют появление солнечных вспышек и корональных выбросов массы.

Группе ученых удалось выяснить, что обнаруженные зоны активности появляются независимо друг от друга как на северном, так и на южном полушариях Солнца, причем стоит заметить, что активность нарастает в течении 11 месяцев и в последующие 11 месяцев плавно снижается, это можно сравнить со сменой времен года на Земле. Магнитные выбросы из глубин Солнца в большой степени приводят к дестабилизации короны, являющейся внешним слоем атмосферы звезды.

Такие происходящие выбросы на Солнце в ответе за 95 процентов сильнейших солнечных бурь и корональных выбросов массы, — рассказал ведущий автор статьи Скотт Макинтош (Scott McIntosh).

Это открытие смогло дать ответы на вопросы возникшие еще в 1940-годах, при наблюдение за Солнцем у астронома Мстислава Гневышева, который также заметил появление двух пиков солнечной активности в одиннадцатилетнем цикле, второй пик, скорее всего, вызыван непосредственно этими сезонными изменениями на полушариях Солнца.

Ученые считают, что данные их исследований позволят улучшит точность прогнозов геомагнитных бурь на Земле, по мнению Скотта Макинтоша, обеспечить необходимыми данными эти прогнозы, в немалой степени помогла бы группировка спутников на околосолнечной орбите, похожая на сеть метеорологических спутников находящихся с 1960-годов на орбите вокруг Земли.