Home Астрономия и космос Оси вращения квазаров согласованы на удалениях в миллиарды световых лет

Оси вращения квазаров согласованы на удалениях в миллиарды световых лет

В конце прошлого года при помощи «Очень большого телескопа» (Very Large Telescope, VLT) было обнаружено согласование в направлении осей вращения сверхмассивных черных дыр с крупномасштабной структурой Вселенной.

Загадочная взаимосвязь ориентации осей вращения квазаров в представлении художника / изображение ESO/M. Kornmesser

Группа европейских ученых выявила, параллельность вращения осей сверхмассивных черных дыр в квазарах, расположенных в центрах галактик, в исследовавшейся выборке параллельны, несмотря на то, что расстояния между ними — миллиарды световых лет. В процессе исследований также выяснилось, что ориентация осей вращения этих квазаров взаимосвязана с крупномасштабной структурой «космической паутины», в которой они расположены.

Активная гигантская эллиптическая галактика M87
Активная гигантская эллиптическая галактика M87, из центра галактики вырывается протяженный джет, второй джет почти наверняка существует, но он невидим с Земли / фото NASA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Квазар – это галактика, в центре которой располагается активная сверхмассивная черная дыра. Черная дыра находится в окружении быстро вращающегося диска из разогретого вещества, нередки случаи выброса вещества в окружающее пространство в форме протяженных джетов (релятивистских струй), ориентированных вдоль оси вращения галактики. Светимость активных черных дыр часто превышает светимость всех остальных звезд галактики вместе взятых.

Группа исследователей возглавляемая Дамьеном Хуцемекерсом (Damien Hutsemékers) из Льежского университета, Бельгия, использовала в своих исследованиях приемник FORS, установленный на телескопе VLT, изучала 93 квазара образующих гигантские – протяженностью миллиарды световых лет группы. Сейчас мы видим эти квазары такими, какими они были, когда возраст Вселенной был около трети ее текущего возраста.

Подробное моделирование исследуемой крупномасштабной структуры
Подробное моделирование исследуемой крупномасштабной структуры. Распределение темной материи изображено синим цветом, межзвездного газа — оранжевым. Исследовавшаяся область около 300 миллионов световых лет в поперечнике / изображение Illustris Collaboration/ESO

Первая замеченная нами странность заключалась в том, что у некоторых из этих квазаров ост вращения имеют одно и то же направление, несмотря на то, что объекты разделяют миллиарды световых лет, — поведал Дамьен Хуцемекерс.

Далее ученые решили проверить, как связана ориентация осей вращения квазаров не между собой, но и с крупномасштабной структурой Вселенной, на наблюдаемом временном отрезке.

Примечательно то, что после получения данных о положении галактик в масштабе миллиардов световых лет, выяснилось, что они расположены неравномерно. Заполняя собой Вселенную, галактики образуют подобие огромной паутины, в которой присутствуют и нити и узелки, между которыми находятся пустые области, с редко встречающимися галактиками. Эта красивая и загадочная структура заполняющая космическое пространство, была названа — крупномасштабная структура Вселенной.

Корреляция между ориентацией квазаров и структурой, которой они принадлежат – важное свойство, которое предсказывают численные модели эволюции Вселенной. Полученные нами наблюдательные данные впервые подтверждают этот эффект, причем на масштабах, значительно превосходящих те, на которых до сих пор наблюдались нормальные галактики, — добавил Доминик Шлузе (Dominique Sluse) из Астрономического института им.Аргеландера (Argelander-Institut für Astronomie), Бонн, Германия, и Льежского университета.

Конечно же, ученые при исследовании не наблюдали вращения квазаров или выбросы релятивистских струй, они проводили замеры поляризацию излучения каждого квазара, и для 19 объектов из списка исследуемых были зафиксированы значительно поляризованные сигналы. Измерение направлений поляризации, вкупе с другими данными, дало возможность рассчитать угол наклона аккреционного диска и направление оси вращения квазара.

Полученное в наших наблюдениях согласование данных на пространственных масштабах даже больших, чем предсказывает современное компьютерное моделирование, может сигнализировать о том, что в современных моделях Вселенной, возможно, пропущено важное звено, — сказал в заключении Доминик Шлузе.