Home Астрономия и космос Хаббл обнаружил, а Рассвет подтвердил белое пятно на Церере

Хаббл обнаружил, а Рассвет подтвердил белое пятно на Церере

Мы знаем о белом пятне на Церере с момента обнаружения его телескопом Хаббл в 2003 и 2004 годах, изображения полученные позавчера с зонда Рассвет подтверждают данные Хаббла.

Сравнение изображений пятна на Церере полученные с Хаббла и Рассвета
Сравнение изображений пятна на Церере полученные с Хаббла и Рассвета, разница в 11 лет / фото NASA.

На анимации ниже отчетливо видно яркое блестящее пятно на Церере, примечателен тот факт, что Хаббл обнаружил его 11 лет назад, так что же это за пятно?

Анимированное GIF-изображение Цереры переданное зондом Dawn
Анимированное GIF-изображение Цереры переданное зондом Dawn 13 января 2015 / изображение NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI

Одной из главных задач Рассвета, станет выяснение природы этого пятна. Оно может представлять собой лед на поверхности, криовулкан или гейзер бьющий из под поверхности планеты. Пока мы можем строить только догадки, но мы точно знаем, что это пятно существует и и что это не дефект изображения.

Исследователи Цереры давно подозревают, что мантия планеты состоит из водяного льда, полученные на сегодняшний день данные прямо указывают это — плотность Цереры меньше чем у Земли, а спектральный анализ показывает, что на поверхности присутствуют водоносные минералы. По приблизительным подсчетам, Церера состоит на 25 процентов из воды и если это действительно так, то её криомантия из водяного льда превосходит запасы пресной воды на Земле. Однако, вся вода на Церере, в отличие от Земли, находится в замороженном состоянии.

В прошлом году при помощи инфракрасного космического телескопа Гершель был обнаружен водяной пар вокруг Цереры, в результате чего Церера встала в один ряд с телами Солнечной системы на которых существует водная активность, первыми были Земля, Европа и Энцелад. Однако механизм водяных выбросов в настоящее время также неизвестен, у Цереры нет массивных спутников, гравитационным воздействием которых можно было бы объяснить такую активность и этот момент также интригует ученых.

Увеличенное изображение Цереры 2004 года
Увеличенное изображение Цереры полученные космическим телескопом Хаббла в 2004 году / фото NASA / Hubble

Многие ученые не исключают, что Церера может иметь океан и, возможно, слабую атмосферу, а при наличие жидкой воды под поверхностью, в теории возможно существование микробной жизни и в ближайшее время мы узнаем об этом больше.

Автоматическая станция Рассвет достигнет Цереры 6 марта, а изображения передаваемые зондом, по мере приближения к планете будут становиться всё более детальными. Прибытие аппарата к Церере станет качественно новым этапом в изучении этой ближайшей к Земле карликовой планеты.